Четверг, 06.02.2025, 14:27
Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Главная » Статьи » ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИЛИ МАГИЯ БЫТА » ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИАЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ              

Всем, кто растит детей, необходимо четкое понимание сущности алкоголизма и наркомании как психической болезни, которая развивается исподволь, постепенно, но при регулярном употреблении спиртного - неотвратимо. Каждая выпитая рюмка закрепляет заболевание и приближает осложнения: то, что алкоголь завоевал в психике человека, без упорной борьбы он уже не отдаст, и без активного ему противодействия алкоголизм обязательно прогрессирует. В этом он отличается от большинства обычных заболеваний. Цель антиалкогольного воспитания юношей - воспитать у них внутренние и внешние антиалкогольные барьеры.

К внутренним антиалкогольным барьерам отнесем черты личности, препятствующие возникновению и разрастанию алкогольных интересов, устремлений, склонностей. Это, во-первых, социально ценные потребности - в труде, в творчестве, стремление к высоким результатам в любом виде деятельности, все то, что внутренне может противостоять интересу к алкоголю и вызываемому им особому психическому состоянию. Во-вторых, это способность (и стремление) разрешать неблагоприятные ситуации не уходом от них и пассивным выжиданием, но активной деятельностью, преодолением трудностей. В-третьих, это развитая способность к самоанализу и самооценке поведения, четкое понимание того, что хорошо и что плохо, способность понять и оценить собственное психическое состояние. В-четвертых, это активные антиалкогольные установки, трезвеннические взгляды, выработанные на основе понимания вреда спиртного, представления об алкоголизме как особом психическом заболевании, осознание безнравственности пьянства, критическое отношение к употреблению алкоголя окружающими, стремление активно противодействовать этому.

Внешние антиалкогольные барьеры - это широкое общественное мнение против пьянства и алкоголизма, обстановка нетерпимости к пьяницам, меры пресечения комплекса социально опасных явлений, связанных с употреблением алкоголя, а также и трудности в его добывании.

 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» впервые предусмотрело создание активных внешних барьеров на пути пьянства и алкоголизма (в частности, запрещена продажа спиртных напитков тем, кто не достиг 21 года), а также активное формирование внутренних антиалкогольных барьеров - как через целенаправленно проводимое собственно антиалкогольное воспитание, так и путем улучшения условий оздоровительной и культурно-воспитательной работы, пропаганды новых традиций, современных обрядов, исключающих употребление алкоголя, улучшения условий для разумного использования свободного времени.

Новые поколения не начинали бы сами употреблять спиртные, если бы не было у них перед глазами дурного примера. «Алкогольные лидеры» из старших или более «опытных» оказывают определенное давление на непьющих. Способы этого давления - высмеивание тех, кто не пьет, высокая оценка способности человека переносить большие дозы спиртного, рассказы о «пользе» алкоголя, о приятности состояния опьянения и т. д. Устойчивость же человека к алкогольному соблазну  как раз и определяется наличием у него внутренних барьеров.

Всем, кто растит детей, необходимо четкое понимание сущности алкоголизма и наркомании как психической болезни, которая развивается исподволь, постепенно, но при регулярном употреблении спиртного - неотвратимо. Каждая выпитая рюмка закрепляет заболевание и приближает осложнения: то, что алкоголь завоевал в психике человека, без упорной борьбы он уже не отдаст, и без активного ему противодействия алкоголизм обязательно прогрессирует. В этом он отличается от большинства обычных заболеваний.

В представлении многих людей алкоголизм датируется моментом появления каких-либо серьезных осложнений, а вот формирование самого заболевания оказывается вне поля их зрения, хотя оно порою происходит у всех на глазах. Поэтому необходимо хорошо знать проявления порочной направленности интересов. Это оживление при упоминании об алкоголе; одобрительные рассказы о спиртных напитках и людях, их употребляющих; демонстрация своих «познаний» в области различных видов спиртного, рассуждения о преимуществах одного над другим; «алкогольная» инициатива при обсуждении планов проведения каких-либо мероприятий (школьный вечер, праздник, поход, дни рождения товарищей). Следует учитывать, что заинтересованность в алкоголе может формироваться не только с приобретением собственного опыта его употребления, но и при отсутствии пока такого реального опыта, под влиянием более «опытных» приятелей. Здесь ложно понимаемая «мужественность», «взрослость», «самостоятельность» может сыграть роль установки в употреблении алкоголя в будущем.

Следует хорошо знать особую опасность даже эпизодического знакомства со спиртным в подростковом и юношеском возрасте: особенно быстрое вовлечение уже в систематическое его употребление и стремительное развитие алкоголизма, отвлечение от учения и труда и формирование тунеядских установок, остановка в личностном развитии, возможные правонарушения. Ведя антиалкогольное воспитание, прибегать, приходится к различным методам.

Но всегда в основе - критическое отношение к алкоголю и употребляющим его людям, нейтрализация и развенчание ложных взглядов и представлений. Критику следует давать не «в лоб», а связывая с конкретными ситуациями из повседневной жизни ребят. Особенно важно о вредном, губительном влиянии алкоголя на человека говорить не с позиций его вреда вообще, а с точки зрения той системы ценностей, которая сложилась у вашего сына, вашей дочери. Их нужно и можно убедить в том, что употребление алкоголя помешает осуществлению их жизненных планов. Впрочем, связывать вред спиртного стоит не только с перспективой, но и с ближайшим временем, с актуальными делами: подростки и юноши недостаточно переживают будущее время, и поэтому необходимо показывать, чем алкоголь вредит уже в настоящий момент или повредит в самом ближайшем будущем. (Скажем: выпивки несовместимы с серьезными спортивными планами.)

Привычка и лишь затем - пагубное пристрастие. Вместе с тем употребление алкоголя, в отличие от курения, означает и постепенную деградацию личности, нарастание степени психической и физической инвалидности. Еще более опасны другие наркотики - производные опия, барбитураты. Пристрастие к ним развивается особенно быстро, и они ведут к полной деградации личности и полному истощению организма.

Неудержимое влечение, в конце концов, полностью подчиняет себе поведение больного. В тот момент, когда больной его испытывает, для него нет никаких других желаний, целей, проблем, нет ничего другого, кроме наркотика и лихорадочных раздумий о том, как его достать. В стремлении добыть наркотическое вещество человек идет на всё.

Наркомания развивается в результате повторного приема наркотического вещества, и заболеть ею может в принципе каждый человек. Например, привыкание к наркотикам и потребность в них может развиться у больных, которым из-за сильных болей длительное время назначают обезболивающие средства. И по выздоровлении может сохраниться зависимость человека от наркотика, и ему будет необходима специальная врачебная помощь уже для того, чтобы избавиться от этой зависимости. Но специалисты отмечают, что людей, ставших наркоманами, так сказать, вынужденно и желающих избавиться от этой болезни, вылечить намного проще, чем тех, весь строй психики, которых объективно способствует развитию наркомании и которым не хватало лишь самого наркотика, чтобы стать наркоманами.

Какие же черты личности предрасполагают к употреблению наркотических веществ и что ведет к формированию этих черт?

Возможно такое: ребенок, подросток, юноша лишен должного внимания и контроля родителей, которые руководили бы его действиями, ставили бы перед ним определенные цели, задачи и следили бы за их достижением, приучая преодолевать трудности. Здесь неоткуда взяться способности и самостоятельно ставить перед собой какие-либо цели, а, следовательно, и проецировать свои действия на будущее; следствие - безответственность в поведении, т. е. нежелание предвидеть и учитывать результаты своих действий. Такой человек живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о том, что может произойти завтра. Не обладая навыками сознательного усилия над собой, он сразу выбирает путь наименьшего сопротивления, тот, который не требует от него особых усилий и вместе с тем сулит немедленное удовольствие. У человека, не ставящего перед собой каких-либо целей, нет никаких внутренних оснований для преодоления трудностей, - действительно, чего ради будет он испытывать неприятности, если в его сознании не находит места то, во имя чего это стоило бы делать? Отсюда низкая устойчивость к любым неприятностям, стремление «погасить» их любым путем. Все это самым непосредственным образом делает человека уязвимым для наркомании: дело решает степень доступности наркотического вещества и наличие дурного примера.

Другой   вариант:   родители  делают   из   ребенка   кумира. Атмосфера неумеренных похвал, восторгов, а заодно и немедленного удовлетворения всех желаний ведет к завышенной самооценке, развитию неоправданных, непомерных претензий, нетерпимости к любым отказам.

От привычки к удовлетворению любых желаний недалеко и до формирования весьма опасного стремления обязательно всё в жизни испробовать, ничего не упустить, недалеко до вредного любопытства к разного рода необычным ощущениям, необычным впечатлениям, получаемым любым путем. У такого человека не развивается способности противостоять критике или отвечать на нее конструктивно, нет устойчивости к неодобрению. В его психике не складываются механизмы компенсации на случай каких-либо неудач, а если прибавить к этому и привычку немедленно удовлетворять любые желания, то наркотическое вещество для такого человека становится вполне приемлемым   способом   достижения   душевного   равновесия.

Противоположная, казалось бы, ситуация: родители жестко опекают ребенка, постоянно поучают и наставляют его, строго одергивают, безапелляционно диктуют - с кем можно водиться, а с кем нет, что можно делать, а чего нельзя. В результате ребенок оказывается слишком робким и забитым, несамостоятельным, готовым подчиниться голосу других, лишенным собственной инициативы. К этому добавляется чувство внутреннего напряжения, скованности, несвободы, приводящее к угнетенному настроению, а также к трудностям в общении с другими людьми, к заниженной самооценке. Испытывая такие трудности, человек или приобретает склонность усваивать все обычаи своей среды, даже дурные, подражать поведению других людей, сколь пагубным оно порой ни было бы, или же нуждается как бы в психологической поддержке, которую он не в состоянии обрести в общении с другими людьми, и поэтому при определенных условиях прибегает к наркотикам. В специальной литературе описан случай, когда юноша употреблял наркотики для того, чтобы «чувствовать себя свободно»; втянувшись в это занятие, он почувствовал, что при всяких переживаниях он должен увеличивать дозу наркотика. После выписки из больницы, где его лечили и где он прекратил прием наркотика, через десять дней он вновь начал употреблять его из-за какой-то мелкой неприятности. Другой юноша с не сформировавшимся еще пристрастием эпизодически, 1-2 раза в неделю употреблял наркотики, но забывал о них, если предстояло что-то интересное, и вновь обращался к ним, если ничего интересного не предвиделось.

Категория: ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ | Добавил: Unknown (10.08.2012) | Автор: АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ СРЕДИ МОЛОД
Просмотров: 1961 | Теги: АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ СРЕДИ МОЛОД | Рейтинг: 0.0/0
Траст internetmoi.ru Поисковый анализ сайта Яндекс цитирования  Все лучшие Интернет Магазины Екатеринбурга Цена internetmoi.ruНастоящий ПР internetmoi.ru