Главная » Статьи » ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИЛИ МАГИЯ БЫТА » ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ |
Занятия физической культурой и спортом создают благоприятные условия для нравственного воспитания молодежи. Гимнастика, спорт, игра, туризм, если правильно их организовать, способствуют воспитанию волевых черт характера, коллективизма, трудолюбия. Скажем, гимнастика позволяет строить упражнения по-разному - так, что они могут быть трудными (но выполнимыми) для любого, независимо от его физических данных, уровня развития и возможностей. Чем большую скорость и центробежную силу необходимо развить при выполнении упражнения, тем труднее заставить себя, его выполнить и тем большая сила воли необходима для действия. Чем больше юный человек будет упражняться в преодолении трудностей, тем крепче станут его воля, мужество. Прекрасно воспитывается воля и мужество в занятиях лыжным спортом. Лыжные гонки на разные дистанции требуют умения преодолевать усталость. В борьбе с усталостью, в стремлении быстрее достичь финиша, несмотря на утомление, закаляется воля. Спуски со склонов разной крутизны (и особенно скоростные спуски по склонам с искусственными, а затем и естественными препятствиями) - прекрасное средство воспитания у ребят решительности, смелости, мужества. Замечательное средство воспитания воли и легкоатлетические упражнения - при умелом их применении. Хорошие результаты дают прыжки в глубину, прыжки через жесткие препятствия, через рвы, канавы и ямы; бег на разные дистанции по беговой дорожке, по песку, в гору; метания. Воспитанию волевых черт характера помогают соревнования с гандикапом (когда слабейшие получают некоторое преимущество), выполнение упражнений, требующих максимальных усилий, в том числе упражнений, связанных с некоторым риском (например, прыжки через широкую лужу). С этой же целью даются прыжки в длину и в высоту с места, сближаются стойки при прыжках в высоту, предлагается метнуть более тяжелый снаряд и т. п. Большие возможности для воспитания у юных спортсменов целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных и спортивных играх. Высокой дисциплины, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива требует, понятно, всякая игра. Но все-таки нужен некоторый контроль со стороны взрослых, неназойливое руководство старшего. Если пустить игру на самотек, она, вместо того чтобы растить черты этической морали, может у одних пробудить себялюбие, высокомерие, эгоизм, а других привести к общественной пассивности, к неверию в свои силы, к трусости. Когда подводятся итоги игры, важно приучить юных людей обязательно отмечать тех игроков и те команды, которые пусть даже и проиграли, но боролись за победу дружно, выручали своих, помогали слабым. Это способствует воспитанию коллективизма. Нравственно закаляя ребят, воспитывая у них мужество, важно помнить: если спортсмен получает непосильное задание и не выполняет его (это, к сожалению, часто бывает с отстающими в физическом развитии юношами и девушками), он теряет уверенность в своих силах. Как нельзя, например, бросать человека в воду с целью научить его плавать, а надо постепенно приучать его к воде, так надо и пробуждать в юных спортсменах уверенность в своих силах, помогать им одерживать сначала маленькие, потом более значительные победы над собой. Правила соревнований - прекрасное средство воспитания дисциплинированности, умения владеть собой в любых ситуациях. С первых стартов юношей приучают к беспрекословному повиновению судье. В спорте есть своя этика поведения. Ее соблюдение помогает воспитывать благородного человека. Спортивная этика требует перед поединком и после него дружески пожать руку сопернику. Она требует бороться честно (скажем, лыжню немедленно надо уступить догнавшему и готовому обогнать тебя, а если обогнал ты, не замедляй ход, мешая идти сопернику, оставшемуся сзади); спортсмен, следующий этике, предпочтет проиграть, нежели воспользоваться победой, добытой нечестным путем; она учит всегда ставить интересы команды выше собственных, уважать и защищать честь своей команды, школы, тренера, судьи - никогда, даже если, кажется, что судья не прав, не вступать с ним в пререкания. Законы спорта не позволяют сойти с дистанции бега, отказаться от поединка на ковре, прервать досрочно игру, даже зная, что ты все равно проиграешь; выступать вполсилы, только чтобы получить зачет, - все это неэтично и неэстетичное. Такое поведение противоречит самой природе нашего спорта. Однако убедить в этом молодых людей, воспитать их в духе высоких спортивных требований можно только совместными усилиями школы, родителей, общественности. Физическая культура благотворно влияет на человека, не только укрепляя его физически, но и обогащая духовно, творчески. Физическая культура воздействует на чувства занимающихся, воспитывает энергичного, инициативного, бодрого, жизнерадостного человека. Спорт - источник наслаждения скоростью, силой, выносливостью, грацией человека, его мастерством. Спорт - радость борьбы и победы. Спорт - красота тела, красота дружбы и товарищества, красота яркой, насыщенной трудом и увлекательным отдыхом жизни. Спорт не только отражает красоту, но и создает ее. Таким образом, физическая культура и спорт являются действенным средством эстетического воспитания. | |
Просмотров: 3353
| Теги: |