20:19 ПОМОЧЬ СВОЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ |
ПОМОЧЬ СВОЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ! Ребенок пошел в школу.
Родители уверены, что как следует, подготовили его к этому событию. Красивый
ранец, новенькая одежда, множество разнообразных аксессуаров - все это
приобретено заранее. Часто ребенок уже умеет читать, писать, считать - и маме с
папой кажется, что волноваться не о чем. Предвкушая новую, увлекательную жизнь
в статусе школьника, маленький человечек впервые садится за парту.
Очень важны два фактора -
готовность ребенка к школе и его адаптация в новых условиях. В школу сейчас
идут «шестилетки» и «семилетки». Особенно трудно шестилеткам - учебные
программы сложны, в первую очередь по математике. И родителям стоит подумать,
торопиться ли отправлять ребенка в первый класс. А они часто торопятся по самым
разным мотивам - например, стараются как можно быстрее отдать в школу
мальчиков: чтобы после получения аттестата сразу не забрали в армию. И часто за
такую «расчетливость» приходится платить очень высокую цену. В течение первого
же школьного полугодия у ребенка пропадает интерес к учебе, появляется низкая
самооценка, возникают трудности в коллективе. Очень важно развить в
ребенке правильную мотивацию. Родители должны внушить, что в школу он идет,
чтобы научиться новому и важному, что там у него будут новые друзья - но при
этом будут новые и очень важные обязанности, ответственность. Впрочем, порой
родители впадают в крайность: они задолго до 1 сентября начинают пугать ребенка
трудностями, школьной дисциплиной, неизбежными карами за ее нарушение... В
итоге первоклассник заранее напуган, ориентирован на свой неуспех - и возникают
серьезные проблемы. - Но как помочь
первоклашке быстрее привыкнуть к новым условиям? Ведь, в самом деле, он с
первого же школьного дня сталкивается с необходимостью действовать по предписанным
правилам, выполнять в строгой последовательности множество
больших и малых заданий.
- Родителям мы советуем
приучать ребенка к новому алгоритму поведения с помощью несложных приемов.
Например, поручить ему выполнить несколько последовательных действий: пойти на
кухню, открыть шкафчик, взять слева синюю банку с крупой, переставить несколько
предметов... Ребенок повторит задание в уме, усвоит последовательность. Это ему
пригодится и в учебном процессе. А вообще в детских центрах есть специальная программа
«Готовность детей к школе». Родители приводят в них детей по субботам. В
игровой форме в центрах развивают волевые действия, познавательные навыки.
Иногда родители, нацелившиеся как можно быстрее отправить ребенка в школу, сами
приходят к выводу, что торопиться их чаду туда пока еще не стоит.
- Но, допустим, решение уже принято, мальчик или девочка уже
первоклассники. Как в ходе учебы предотвратить возможные проблемы? Есть ведь такая опасность: очень
часто родители стремятся воспитать вундеркинда, который уже в ранние годы
должен продемонстрировать
гениальность. На плечи школьника ложится огромная нагрузка, он получает большой объем
информации, которую нужно освоить на
пределе моральных, интеллектуальных и физических ресурсов.
- Есть такое понятие - амплификация, что обозначает - упор
не на ускоренное развитие, а
на расширенное. Кроме того, развивая
интеллект, нельзя забывать и о физическом развитии. В человеческом организме
все взаимосвязано. И еще: адаптация обычно проходит в течение 4-6 школьных
недель. Это очень ответственный период. Кстати,
следует заметить: некоторые родители пытаются с первого класса отправить ребенка
на «продленку». Этого делать нельзя ни в коем случае. По истечении этих недель
мы собираем родителей тех детей, которые недостаточно адаптировались. Работаем
с группами по 6-8 человек. Проводим своего рода «мозговые штурмы», разбираем
конкретные ситуации, выявляем причины проблем. Самый главный принцип, которым
должны руководствоваться родители - как у врачей: «Не навреди». И мы стараемся
помочь родителям выстроить воспитание школьников в соответствии с этим
принципом. |
|