ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
На основе того, что с каждым годом обогащается жизненный
опыт юного человека, на этой основе меняется его психологический облик,
возникают новые черты и свойства его личности.
Возникает новое отношение к окружающему миру. (Оговоримся: так
бывает не у всех, но, тем не менее, это достаточно отчетливо выраженная черта
юности.) Такое отношение обнаруживает себя, прежде всего в жадности к новым
впечатлениям, в стремлении к поиску - в самых разных направлениях - нового, до
того не известного.
Порой это носит характер простого любопытства к бытовым
сторонам жизни, остававшимся прежде в тени, к «частным» отношениям людей, к
каким-то внешне приметным происшествиям. Такое любопытство, наблюдаемое
достаточно
...
Читать дальше »
|
УЧИТЕЛЬ, НАСТАВНИК, ТРЕНЕР, СТАРШЕКЛАССНИКИ АДАПТАЦИЯ В
ШКОЛЕ.
Родители - отнюдь не единственные взрослые, постоянно
входящие в контакт с юными детьми. К числу других значимых старших относятся,
само собой разумеется, еще и учителя (а в случае, если ваш сын или ваша дочь
после восьмого класса выбрали систему профессионально-технического образования,
- мастера и наставники учебных заведений); не забудем спортивного тренера и
руководителя студии... И у них свои сложности в отношениях с юностью.
Начнем со школьных учителей. Основная причина, несомненно,
возрастающих сложностей их отношений с юными детьми - нарастающее
несоответствие возрастных особенностей положению юных детей в школе. С одной
стороны, собственное чувство взрослости старшеклассников, требования, условия и
возможности окружающей действительности (в т
...
Читать дальше »
|
ПУТЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С РЕБЕНКОМ
Мы представили демократический и авторитарный стили как
независимые и полярные. Разумеется, это условность. Реальный стиль
взаимоотношений, как правило, лежит между этими двумя полюсами. Можно
представить себе некую линейку, на одном конце которой безотговорочно царит жесткая!
авторитарность, на другом - коллегиальная демократия, а в центре находится как
бы нейтральный стиль взаимоотношений. Так вот, если мы с вами мысленно пройдем
по этой линейке и вскроем стоящие за взаимоотношениями средства
управления, которые используют взрослые и соответствующие
мотивы подчинения детей, на возникновение которых они направлены, картина
получится следующей.
Не правда ли, все вышеописанное выглядит, мягко говоря,
безрадостно? Скажем более: для юношества подобные средства воз
...
Читать дальше »
|
НЕ СИЛОЙ ВЛАСТИ, А СИЛОЙ АВТОРИТЕТА, ТИПЫ ВЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ Специалисты подразделяют власть, которая может осуществляться во взаимодействии двух или более людей, на разные типы.Принуждающая власть, вытекающая из возможности наказания. Вспомните-ка свое: «Придешь после одиннадцати больше на дискотеку не пущу».Власть вознаграждающая,
...
Читать дальше »
|
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Исходные моменты построения взаимоотношений родителей и
детей, когда те достигают юношеского возраста. Разумеется, строить эти
взаимоотношения необходимо с учетом не только общих соображений, но и индивидуальных
особенностей личности юного человека.
Скажем, с юношами и девушками, отличающимися известной
замкнутостью характера, обращенными на себя, сдержанными, способными к хорошему
внутреннему контролю (таких называют в психологии интровертами), вы будете
вести себя иначе, нежели с теми, кто очень общителен, немного беззаботен и
легкомыслен, легко выходит из себя и слабо себя контролирует (это экстраверты).
Взаимоотношения с экстравертом при
...
Читать дальше »
|
Я ДРУГ СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ИСКУССТВО ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА
Да, именно искусство, ибо то,
что ранее представляло для вас, родителей, простой набор привычных фраз и
действий («Пойди», «Принеси», «Сбегай», «Сделай»), ныне, с наступлением
юношеского возраста, превратилось в действительно сложную проблему. Конкретная манера поведения
человека, оказывающего влияние, пытающегося воздействовать на других людей,
может быть весьма различной. Попробуем перечислить возможные формы такого
поведения; они, в общем, достаточно хорошо известны и взрослым, и детям.
Воздействи
...
Читать дальше »
|
ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ, ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ
Уже давно вы с тревогой замечаете, как с каждым днем растет
отчужденность между вами и вашим сыном... Правда, его резкость, раздражавшая
вас, его агрессивность, взрывчатость и непостоянство, мгновенная смена настроений
как-то незаметно исчезли, но на смену им пришло нечто другое, пожалуй, даже
более тревожное. Его спокойное безразличие к нашим словам и требованиям;
какая-то неприятная невозмутимость, в которую, как вода в песок, мгновенно
уходят все ваши воспитательные воздействия; небрежное и чуточку ленивое
превосходство, мгновенно остужающее ваш педагогический запал. И то, злясь, то,
горестно недоумевая, вы все чаще начинаете успокаивать себя мыслью о неизбежном
отходе, неизбежном освобождении детей этого возраста от родителей.
А так ли это на самом деле? За известной психологам и
педагогам динамикой
...
Читать дальше »
|
РЯДОМ СО ВЗРОСЛЫМИ, ДЕТИ И РОДИТЕЛИ
Взаимоотношения и связанное с ними общение -
неотъемлемая и очень важная составляющая жизни юных детей. Здесь
складываются и отшлифовываются особенности их личности, поведения и
деятельности. Здесь возникает сложная сетка контактов, связей, зачастую
чреватых для юношей и девушек излишней напряженностью и «по вертикали» - с
взрослыми, и «по горизонтали» - со сверстниками.
Именно во взаимоотношениях и общении удовлетворяются очень
важные и чисто человеческие потребности, чрезвычайно важные для роста
всесторонней, гармонично развитой личности будущего гражданина
социалистического общества.
Мы говорим о потребности в человеческих связях - возможнос
...
Читать дальше »
|
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ
Стремление взрослеющего человека выйти за семейный круг
привычных оценок и требований, утвердиться в позиции независимости и
самостоятельности вполне естественно. Но оборотной стороной этого стремления
часто оказывается отход от семьи, переоценка прежнего, нередко идеального
представления о родителях.
«Взрослые! - размышляет восьмиклассник. - Как часто они
возбуждали во мне зависть своей свободой, силой, умом (особенно отец)! Как я
хотел быть взрослым! Сейчас они приблизились, стали понятнее. И, может быть,
поэтому идеал развеялся. Часто видишь теперь их недостатки, слабости. И уже не
чувствуешь разрыва в годах».
Переоценка приводит к новой линии поведения, которую
утверждают теперь уже сами молодые люди. Утверждают каждый по-своему, но во
...
Читать дальше »
|
КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРИЧИНЫ
Мы уже сказали, что конфликты
родителей со своими деть ми - весьма частое явление. Основные причины их, с
точки зрения взрослых: недостаточно высокая успеваемость и плохое поведение в
школе, непослушание дома, главным образом при выполнении домашней работы,
пренебрежение родительскими советами, расхождение в принципиальных жизненных
вопросах. Взрослые отмечают и такие недостатки ребят, как недобросовестное
отношение к труду, лень, медлительность, неряшливость.
С точки зрения же старшеклассников,
многие конфликты возникают из-за несправедливости родителей. «Часто не
разберутся, в чем дело, и сразу начинают обвинять» - так сечи тает каждый
четвертый старшеклассник. По мнению ребят, родители не считаются с их
занятостью, не умеют сдерживать свое плохое настроение, незаслуженно наказывают
и т. д. Старшеклассники не склонны
...
Читать дальше »
|
|