СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ ТЕКСТ ШКОЛЬНИКУ, И ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗАПОМИНАНИЯ
Как работают с книгой многие научные работники? Ознакомившись
при чтении с каким-либо научным фактом или гипотезой, они прерывают чтение,
пробуют дать свое объяснение описанному факту, взвешивают, согласны они с
выдвинутой гипотезой или нет, предсказывают возможные пути про верки той или
иной гипотезы и предположительные результаты такой проверки, выдвигают свои
гипотезы.
Попробуем проследить, как может происходить такое чтение.
Сейчас мы предложим вам отрывок из статьи, опубликованной в научно-популярном
журнале. Текст отрывка будет прерываться возможными размышлениями идеального
читателя. Мы надеемся, что просто хороший читатель прочтет это с интересом.
Тому же, кто уже решил стать идеальным читат
...
Читать дальше »
|
ВДУМЧИВЫЙ УЧЕНИК ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТЫВАЕТ ЗАГОЛОВОК И ЭПИГРАФ
Надо сказать, что у многих неидеальных школьников заголовки
не пользуются большим вниманием - и не только заголовки разделов, но и такие
«мелочи», как названия книг и имена авторов. Прежде всего, вдумчивый ученик внимательно прочитывает
последовательно заголовок, а при чтении научно-популярного или
художественного текста - и эпиграф, если он есть.
Ознакомившись с заголовком, идеальный читатель не сразу
переходит к самому тексту, а прежде спрашивает себя: о чем здесь пойдет речь?
Что я уже знаю об этом? «Свистать всех наверх!» - такая команда дается всем уже
имеющимся по этому вопросу знаниям. Так, девятиклассник, открывший в учебнике
литературы страницу с заголовком «Лев Никол
...
Читать дальше »
|
УМЕЮТ ЛИ ШКОЛЬНИКИ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ?
Значительная доля перегрузки старших школьников обусловлена
тем, что они не умеют самостоятельно работать с книгой, именно поэтому их
домашний труд тяжел, нерационален и малоэффективен.
Более того, неумение работать с книгой тормозит умственное и
нравственное развитие будущего гражданина. Ведь цель учебы, в том числе и домашней,
- не просто овладение знаниями, но и - повторим еще раз - развитие
самостоятельности мышления, воспитание способностей, формирование богатого духовного
мира, нравственно здоровой личности.
Пойдет ли развитие по этому пути, в большей мере зависит от
того, научился ли человек работать с источниками знания. Что книга - источник
знаний, дети слышат еще до школы. Но что к этому ис
...
Читать дальше »
|
ВЫУЧИ И ОТВЕТЬ
В самом деле, какую задачу ставим мы, взрослые, перед
школьником, когда он берется за учебник? Очень простую: выучи и ответь. Выучи,
т. е. запомни и будь в состоянии воспроизвести. А воспроизвести надо, по мнению
некоторых взрослых, как можно ближе к тексту. Чем ближе, тем лучше; между тем
именно дословный пересказ нередко свидетельствует о непонимании текста и о том,
что человек и не ставил перед собой задачу понимания. А вот задача запомнить и
воспроизвести текст ставится извечно, с тех самых пор, как появились учебники.
В чем же слабые стороны извечной задачи «выучи и ответь»? Прежде
всего, в том, что школьник оказывается пассивным исполнителем, а не активным
творцом своего знания. Пассивный же умственный труд гораздо менее эффективен,
чем активный, творческий. К тому же он гораздо менее привлекателен, более тяжел
и отнюдь не вызывает радостных эмоций. Потому-то знания, добыты
...
Читать дальше »
|
ВСЕ ЛИ ТЕБЕ ПОНЯТНО? БЕЗРАЗЛИЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ
К НЕЗНАКОМЫМ СЛОВАМ, ОТСУТСТВИЕ СТРЕМЛЕНИЯ ПОНЯТЬ ИХ СМЫСЛ, ВЫЯСНИТЬ ДЛЯ СЕБЯ
ДЕТАЛИ ИЗУЧАЕМОГО ТЕКСТА.
«...Посмотрев значительно друг другу в
глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать...» строки
из «Героя нашего времени». Попробуйте спросить юношей и девушек, уже изучавших
лермонтовский роман, то такие авгуры и почему Лермонтов вспомнил о них,
описывая разговор Печорина и Вернера. Скорее всего, вразумительного ответа вы
добиться не сможете.
...
Читать дальше »
|
У ИСТОЧНИКА ЗНАНИЙ, УЧИТЬ УЧИТЬСЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНО
Не случайно в документах школьной реформы
подчеркнуто, что наряду с уроком, сохраняющим свою ведущую роль, в старших
классах школ, в училищах, в техникумах, высших учебных заведениях следует шире практиковать лекции,
семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации.
Надо сказать, что сами старшие школьники
стремятся к тому, чтобы занять в учении более активную и самостоятельную
позицию. На этот счет не раз проводились опросы и обследования; они показали,
что ребята высказываются в пользу таких видов занятий, как дискуссия,
лабо
...
Читать дальше »
|
КАКИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПРИВЛЕКАЮТ НАШИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ, КАКИЕ НЕ НРАВЯТСЯ ИМ И
ПОЧЕМУ?
Учебно-познавательные интересы в огромной
мере заполняют жизнь старшеклассников, определяют их положение в семье,
коллективе сверстников. Они влияют на все другие их духовные запросы и
интересы, на их жизненные и профессиональные устремления.
Юношеский возраст - это время жадного
накопления знаний, умений, время, когда усваиваются общечеловеческие духовные
ценности, вырабатывается свое отношение к ним. Именно сейчас все чаще обнаруживается
та
...
Читать дальше »
|
ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ, ШКОЛЬНЫЕ
ГОДЫ, ДВА ОСНОВНЫХ ТИПА СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
В юношеском возрасте ярко
проявляются индивидуальные различия в интересах и склонностях. Заметно
выделяются две группы юношей и девушек, если у одних нет ярко выраженных
склонностей, и по всем предметам они учатся примерно одинаково. То другие
выделяются своими четко обозначенными интересами, про них уже известно и
учителям, и сверстникам, что они усердно занимаются и любят одни предметы, и
равнодушны к другим или просто пренебрегают ими. Каким же образом и в чем
проявляются склонности? Как их узнать?
Склонности, прежде всего,
проявляются в особом, эмоциональном отношении к предмету. Любимым делом не надо
заставлять заниматься. Так, юноша, у которого склонность к техн
...
Читать дальше »
|
ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
Развитие интересов и
склонностей - важное условие формирования интеллекта юношей и девушек, всех их
способностей.
Меняется, прежде всего,
характер интереса к учению. Если раньше школьник очень часто учился хорошо
потому, что «так надо», чтобы получать хорошие отметки, из сознания своего
долга перед родителями, учителями и т. д., то теперь он проявляет интерес уже к
самому предмету, к науке.
У некоторых старшеклассников
интерес к науке не имеет |дифференцированного характера, он выражает «жажду
знаний» вообще - стремление узнать, понять, разобраться. В других же случаях
эти интересы носят достаточно направленный характер.
...
Читать дальше »
|
ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ И
ВООБРАЖЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ
Остановимся на отдельных
сторонах умственной деятельности, таких, как внимание, память, речь,
воображение, мышление.
Внимание, как известно,
выполняет важную роль в умственной деятельности; различают два вида внимания -
произвольное и непроизвольное. Когда школьник читает увлекательную книгу,
слушает занимательный рассказ, смотрит захватывающий фильм, включено внимание,
называемое непроизвольным, и никакого труда от человека в этих случаях не
требуется, все поучается как бы само собой. Другое дело, когда внимания трепет
деятельность, не вызывающая непосредственного живого интереса, но необходимая,
обязательная; внимание, на которое уходят специальные усилия, называют
произвольным.
...
Читать дальше »
|
|