ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ Особая роль в процессах роста и физического развития человека - у внутренней секреции. В возрасте 15 - 18 лет завершается половое созревание организма, начавшееся в 10 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков. У девушек заканчивается развитие вторичных половых признаков - молочных желез, лобкового и подмышечного оволосения. Внутренние половые органы продолжают интенсивно расти. Продолжают развиваться кости таза; следует отметить, что окончательное формирование костей таза, завершение процессов окостенения в них происходит только к 18 - 19 годам. У здоровых, правильно развивающихся девушек менструации приобретают регулярный характер. Длительность межменструального промежутка различна, интервал в 21, 28 и 32 дня между месячными зависит от индивидуальных особенностей организма (чаще всег ... Читать дальше » |
В ЮНОСТИ ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЕЛИКИ. Существуют индивидуальные различия в том, как «выглядят» корковые поля, в количестве и величине нервных клеток, принадлежащих к различным слоям коры; есть индивидуальные различия в связях между отдельными нервными элементами, что зависит от степени разветвления нервных окончаний, от богатства их контактов с другими клетками. Наиболее жестко наследственно закреплены структура корковых полей, количество и форма входящих в них нервных клеток. Связи же между нервными клетками складываются в течение всего времени индивидуального развития. Их формирование не прекращается даже у взрослого человека. Оно в значительной мере зависит от того, нагружаем ли мы свой мозг работой. Приобретение знаний, получение новой информации, обогащение ассоциациями ведет к усиленному развитию связей между отдельн ... Читать дальше » |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ВАЖНЫЙ КРИТЕРИЙ ИМЕННО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Соответствие этих трех показателей физического развития определяется по специальным таблицам (для примера мы приводим одну такую таблицу, основанную на показателях физического развития московских школьников). Вообще же для юношей и девушек 16 - 18 лет ориентировочно можно пользоваться формулой, по которой определяется вес тела соответственно росту. Это: длина тела минус 100 = нужная масса. Мальчики ... Читать дальше » |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ Мы довольно часто произносим эти слова - «физическое развитие», не очень-то вдумываясь в то, что за ними скрывается достаточно сложное понятие. В науке под физическим развитием человека понимается совокупность таких свойств организма, которые определяют массу, плотность и форму тела: длина, вес, окружность грудной клетки и ее форма, ширина плеч и таза, размеры рук, ног, шеи, туловища, головы, пропорции тела, особенности жироотложения, рельеф и сила мускулатуры, качество костяка: широкий, средний, узкий. Взятые вместе, все эти свойства составляют физический облик человека. Физическое развитие обусловлено не только наследственно. Многочисленные факты позволяют установить зависимость между различными ... Читать дальше » |
КТО В ВЫИГРЫШЕ, ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ ПРИОБРЕТАТЬ И НЕ УСВАИВАТЬ ЗНАНИЯ, А В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА ТВОРИТЬ ИХ. Может показаться, что у идеального ученика организация работы более трудоемка, чем у обычного. Но это совсем не так. Обкатывая материал в уме, ставя вопросы и находя на них ответы, проверяя себя, идеальный ученик гораздо быстрее и прочнее усваивает материал, чем тот, кто просто много раз его читает и пересказывает. Более того, он постоянно тренирует свой ум, память и сообразительность. Да ему и намного интереснее заниматься. Поэтому усвоение его способов работы дает в итоге выигрыш и в качестве знаний, и в количестве времени и сил, уходящих на подготовку уроков, и в настроении, с которым школьник садится за домашние задания. |
ВРЕМЯ –
ЦЕННОСТЬ, ХРОНОМЕТРАЖ - ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНОЕ СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ САМОДИСЦИПЛИНЫ,
ВЫРАБОТКИ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Любопытную мысль высказал Д. Гранин в одной из своих книг. Время, писал он, и сейчас распределяется так же, как и две тысячи лет назад. Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо... Странно устроен человек: о времени начинает задумываться лишь тогда, когда его почти не осталось и мало что можно изменить. А вовремя задуматься - куда как полезно. |
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКА - НОТ Как-то в молодежной газете были опубликованы два письма. Вот первое: «Я, когда был маленьким, думал, что старшеклассники живут интереснее. И вот перешел в девятый... Опять уроки, а когда приходишь из школы, думаешь, чем заняться. Если у друга нет родителей дома, слушаем музыку или сидим в интернете. А если родители дома - идем на улицу, в кино или просто сидим в подъезде... Учусь я нормально. Но можно ли так стать интересным человеком, личностью?» В другом письме юноша сетует, что у него мало свободного времени, ведь кроме книг, кино, театра есть футбол, горный туризм, да мало ли еще интересного на свете! При отличии в образе жизни этих двух ребят, кстати, в чем-то типичных, характер ... Читать дальше » |
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ ТЕКСТ ШКОЛЬНИКУ, И ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗАПОМИНАНИЯ Как работают с книгой многие научные работники? Ознакомившись при чтении с каким-либо научным фактом или гипотезой, они прерывают чтение, пробуют дать свое объяснение описанному факту, взвешивают, согласны они с выдвинутой гипотезой или нет, предсказывают возможные пути про верки той или иной гипотезы и предположительные результаты такой проверки, выдвигают свои гипотезы. Попробуем проследить, как может происходить такое чтение. Сейчас мы предложим вам отрывок из статьи, опубликованной в научно-популярном журнале. Текст отрывка будет прерываться возможными размышлениями идеального читателя. Мы надеемся, что просто хороший читатель прочтет это с интересом. Тому же, кто уже решил стать идеальным читат ... Читать дальше » |
ВДУМЧИВЫЙ УЧЕНИК ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТЫВАЕТ ЗАГОЛОВОК И ЭПИГРАФ Надо сказать, что у многих неидеальных школьников заголовки не пользуются большим вниманием - и не только заголовки разделов, но и такие «мелочи», как названия книг и имена авторов. Прежде всего, вдумчивый ученик внимательно прочитывает последовательно заголовок, а при чтении научно-популярного или художественного текста - и эпиграф, если он есть. Ознакомившись с заголовком, идеальный читатель не сразу переходит к самому тексту, а прежде спрашивает себя: о чем здесь пойдет речь? Что я уже знаю об этом? «Свистать всех наверх!» - такая команда дается всем уже имеющимся по этому вопросу знаниям. Так, девятиклассник, открывший в учебнике литературы страницу с заголовком «Лев Никол ... Читать дальше » |
УМЕЮТ ЛИ ШКОЛЬНИКИ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ? Значительная доля перегрузки старших школьников обусловлена тем, что они не умеют самостоятельно работать с книгой, именно поэтому их домашний труд тяжел, нерационален и малоэффективен. Более того, неумение работать с книгой тормозит умственное и нравственное развитие будущего гражданина. Ведь цель учебы, в том числе и домашней, - не просто овладение знаниями, но и - повторим еще раз - развитие самостоятельности мышления, воспитание способностей, формирование богатого духовного мира, нравственно здоровой личности. Пойдет ли развитие по этому пути, в большей мере зависит от того, научился ли человек работать с источниками знания. Что книга - источник знаний, дети слышат еще до школы. Но что к этому ис ... Читать дальше » |