ЧЕМ
ЗАЧАСТУЮ ВЫЗВАН АЛКОГОЛИЗМ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, У ЮНОШЕЙ И
ДЕВУШЕК
В постановлении «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»
подчеркнуто, что злоупотребление алкоголем необходимо расценивать как
аморальное, антисоциальное поведение. Это чрезвычайно существенное требование. К
нему надо отнестись предельно серьезно, внимательно, ответственно.
Безнравственность пьянства и в том, что. За компанию не просто аморально. В чем
же именно безнравственность, аморальность пьянства и алкоголизма среди молодежи,
уродливость их как социального явления?
Для воспитания человека чрезвычайно важна оценка
окружающими его поступков, их одобрение или порицание. Система самооценки
поведения постепенно формируется у ребенка, подростка, юноши именно под влиянием
оценки его окружающими. При этом отрицательная оценка или самооценка поступка
сопровождается отрицательными переживаниями (стыд, смущение, огорчение,
разочарование, сожаление, досада), тогда как положительная - положительными
(радость, воодушевление, душевный подъем, торжество). Хорошо развитая система
самооценки обладает такими качествами, как независимость от ситуации, от
обстоятельств (иными словами, речь идет об устойчивости критериев самооценки),
действенность (переживание должно вести к соответствующим переменам в
поведении, а не исчерпываться само собой), соответствие нравственным критериям,
принятым в обществе.
Действенность любых форм поощрения полезных действий
человека (от слов благодарности, сказанных наедине, до всенародного признания)
заключается именно в том, что они вызывают у него переживания положительного
знака (радость, гордость, воодушевление) и побуждают к новым, еще более важным
свершениям. Спиртное же (как, впрочем, и другие наркотические вещества)
вызывает положительные эмоции не потому, что человек объективно заслужил их, а
чисто химическим путем - в результате воздействия алкоголя на определенные
отделы центральной нервной системы. Испытывая благодаря алкоголю совершенно не
заслуженную им «радость», человек не только обманывает сам себя, но и
совершает, по сути, безнравственный поступок.
Алкоголь разрывает связь между действиями человека и
его переживаниями, лишает его возможности правильно (с нравственных позиций)
ориентироваться в окружающем.
Понятия добра, справедливости, истины, совести,
чести постепенно утрачивают для злоупотребляющего алкоголем человека свой
прежний смысл. Стремясь к очередной выпивке, алкоголик готов на любую ложь,
любой обман, поведение его отныне направляется не нравственными критериями, а
алкогольными интересами.
К этому состоянию, конечно, еще надо прийти. Надо
начать, а спиртное само доделает начатое. Но в любом случае тот, кто делает
первый шаг, сам ставит под удар всю свою систему нравственной ориентации (если
она уже сложилась) или закрывает возможность формирования ее (если иметь в виду
подростка, юношу, молодого человека).
...Осмыслить и прочувствовать можно даже и разом, но
сделаться человеком нельзя разом, а надо выделиться в человека. Тут
дисциплина... Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому
над собой и мог бы проявиться наш гражданин.
Ф. М. Достоевский
Существенное значение в приобщении к алкоголю имеют
юношеские компании, если кто-либо из их участников употребляет алкоголь. Образование
подростками и юношами компаний, групп принято считать одной из специфических
особенностей возраста. В любом возрасте ребята охотнее общаются с теми, кто
старше их, и менее охотно - с младшими. Если отношения юноши с взрослыми, с
родителями складываются гармонично, если его в семье понимают, поддерживают, а
если и критикуют строго, то за дело (причем разъясняют ему суть его ошибок, не
обижая его), не ограничивают его в его стремлениях и интересах, никогда никакая
компания не станет для него ближе и дороже собственных родных и близких. При
этом юноша будет охотно общаться со сверстниками, принимать участие в их
коллективных мероприятиях, но наиболее весомым для него будет мнение родителей,
наибольшую уверенность в себе ему будет внушать именно их поддержка, а не
одобрение кого-либо другого.
В случае же, если отношения юноши в семье неудовлетворительны,
если между ним и взрослыми конфликт, общение со сверстниками приобретает для
него особое значение, наполняется особым содержанием и начинает играть иную
роль. Такие компании в той или иной степени оказываются противопоставленными
окружающим, основу их составляют юноши, контакты которых с взрослыми в той или
иной степени нарушены. В этом случае внутригрупповые отношения становятся
самодовлеющими, устойчивыми к воздействию извне.
Прежде всего, для компаний последнего вида свойствен
жесткий конформизм. Это может показаться довольно странным, если учесть, что
подростки и юноши вообще, а образующие такие компании в особенности, по мнению
окружающих, всегда в той или иной степени что-то нарушают, чего-то не выполняют
и т. д. Тем не менее, эти привыкшие «не слушаться» ребята действительно склонны
подчиняться жестким требованиям своей компании в отношении некоторых моментов
поведения. При этом следует отметить, что конформизм тем жестче, чем примитивнее
характер общения в такой компании.
Проявляется он в первую очередь в том, чтобы все
были одинаковы в процессе взаимоотношений, в совместном проведении времени.
Групповые лозунги («У нас некурящих нет!», «Пьем, как все») становятся
обязательными к исполнению. Иногда приобщение именно к таким внешним меткам
поведения облегчает юноше вхождение в компанию. Конформизм играет в таких
компаниях важную роль, так как по существу кроме противопоставленности
окружающим людям «за душой» таких компаний ничего нет.
Чем примитивнее интересы, чем ниже общий уровень
образующих компанию, тем большее давление оказывает она на новых ее участников
в отношении соблюдения принятых в ней норм поведения. По существу, эта
требовательность, этот диктат - механизм самосохранения компании, так как
содержательной, позитивной основы ее существования нет. Социальная незрелость
таких компаний проявляется самым разнообразным образом. Здесь тоже есть свои
«табу», есть, напротив, сигналы, которые автоматически ведут к тем или иным
действиям. Вспомним сакраментальное «Наших бьют!». Некоторым юношам достаточно
услышать этот возглас, как они бросаются на помощь, ввязываются в драку, не
разбираясь: кто бьет, за что бьет, да и бьет ли вообще.
В подобных компаниях употребление алкоголя
становится практически неизбежным моментом общения ее членов, и новички активно
вовлекаются в это как прямым принуждением остальных, так и самим
психологическим климатом. Следует учитывать важный момент: если даже юноша
хорошо знает о вредном действии алкоголя, мотивы его употребления всегда
оказываются сильнее мотивов воздержания. Он хорошо знает, что алкоголь вреден,
но... «неудобно было отставать от товарищей», «друзья уговорили», «все так
поступают».
Здесь отчетливо выступает незрелость социального
сознания: с виду мотивы приобщения к действиям товарищей привлекательны.
Действительно, употребляя алкоголь, юноша ориентируется не на себя со своим
здоровьем, а на других людей, учитывает не только и не столько собственное
мнение, сколько мнение других. Казалось бы, это похвально. Однако это узкий,
примитивный коллективизм, даже псевдоколлективизм.
Основа подлинного коллективизма - цель, осознаваемая
с точки зрения интересов всего общества, а не просто группы людей, мнения
которых совпали. Естественно, ориентация на общественные интересы требует от
человека определенного уровня зрелости, а также и обращенности к обществу. Компании
же, о которых мы говорим, отнюдь не отражают господствующие в обществе
отношения. Они как раз отмечены отстраненностью, замкнутостью, они
противопоставлены остальным людям.
Естественно, что узкогрупповые представления,
лозунги, сигналы получают в компаниях широкое хождение. Многим памятен очерк М.
Чередниченко, напечатанный в газете - о трагическом случае, произошедшем в
Московской области. Один из «героев» приобщался к алкоголю так. «Именно этим
летом, окончив восемь классов, он стал выпивать, чтобы «загрубеть». Словечком
этим пользовались мальчишки, оценивая внешность друг друга. Заметив синяки под
глазами, или порез бритвы на подбородке, или «смурное» послепохмельное
выражение лица, они одобрительно отмечали: «Ну, старый, ты загрубел...»
Давалось это Мите с огромным трудом: от вермута (самое
дешевое, доступное и, кстати, сладенькое) его воротило, как говорят, с души. Напивался
он быстро и глупо: падал, порол несусветную чушь, становился друзьям обузой -
его нужно было вести под руки, приводить в чувство, возиться с ним. Его
старались не брать в компанию - уж очень он привлекал к себе внимание...»
Показательно в этой публикации и другое: отношение
окружающих к употреблению подростками алкоголя. Проступок Мити заключался в
том, что он, по существу, подтолкнул своего товарища, Алешу, к действиям,
которые привели его к гибели под колесами электрички, а сам убежал с места
происшествия. И вот автор очерка рассказывает:
«Спрашиваю: знали в классе о том, что Алеша выпивает?..
Знали. Да ведь не только Алеша. Стоит зайти в ДК на
танцы, чтобы понять - мальчишки «без газу» редко переступают порог зала. Стало
ли это предметом обсуждения, к примеру, в Алешином классе, на собрании?.. По-моему,
этот вопрос окончательно роняет мой авторитет в глазах ребят. «Что за
наивность?.. А еще журналист», - читаю я в их глазах. Бог с ним, с авторитетом,
просто растет тревога: когда, с каких это пор выпивка школьника стала рядовым
явлением?..
То же повторилось и в Митином классе. Правда, его до
сих пор прорабатывают, что смалодушничал, убежал. Но именно тот факт, что он
был пьяным, вроде бы умаляет его вину, что-то объясняет, а значит, служит
оправданием...
Родители (понятно, что с семьей Алеши я об этом не говорила)
держались той же позиции - кто сейчас не выпивает?! Однако не пьяницы их
сыновья! Не алкоголики! Просто не повезло. Случай такой вышел...»
Систематическое употребление алкоголя в юношеском
возрасте происходит, разумеется, не только в компании - вся микросреда в целом
оказывает на них алкогольное давление. Будучи участником какой-либо компании,
подросток, юноша может проходить дополнительную алкогольную «практику» и дома.
Несколько слов о злоупотреблении алкоголем
девушками. В среднем они знакомятся с алкоголем на два года позже мальчиков;
чаще в ситуациях межполового общения: их угощают, предлагают им выпить иногда
просто «за компанию», иногда с умыслом, учитывая специфическое,
растормаживающее действие спиртного на половое поведение.
Социально женский пол обладает большей устойчивостью
к алкоголю, чем мужской, но в формировании этой устойчивости у лиц женского
пола очень важное значение имеют понятия о приличиях, о женском достоинстве. По
складу же психики, по эмоциональным особенностям женщины менее устойчивы к
действию алкоголя. Поэтому ослабление антиалкогольных запретов, распространение
«питейных» обычаев скорее должны быть готовы к анализу любого факта, любой
ситуации, которую могут вынести на рассмотрение сами учащиеся. При этом на
серьезные и честно заданные вопросы следует отвечать конкретно и уважительно,
без иронии и насмешек, по-деловому.
О ярких и драматических событиях, связанных с
употреблением алкоголя, следует говорить напрямую, как раз «в лоб», специально
сделав обсуждение соответствующего случая темой разговора. Это примеры
несчастных случаев, а то и преступлений на почве опьянения. Пресса не оставляет
без внимания подобные примеры. Обсуждая их, надо отметить, что такой вот случай
просто не мог бы произойти, если бы не выпивка, что люди не сознавали, что они
делали, не имели возможности оценить последствия своих действий, так как
алкоголь полностью лишил их на время такой способности.
Далее, важно подчеркивать не столько вред алкоголя
для здоровья пьющего, сколько вред его в социальном плане - для взаимоотношений
человека с окружающими. (Поскольку вопросы сохранения здоровья для подростков и
юношей в той или иной степени оказываются отнесенными в будущее и поэтому
переживаются относительно слабо.)
Заметим, что сосредоточиваться надо не столько на
примерах совершенно опустившихся, спившихся людей, сколько на том, что может
произойти с людьми, еще не оцениваемыми окружающими как алкоголики, но
регулярно употребляющими спиртное.
Приводя примеры губительного действия алкоголя на
потомство, вполне допустимо использовать иллюстративный материал: фотографии
детей-уродов, родители которых были алкоголиками, данные о рождении слабоумных.
Возможности такой «шоковой» терапии для раскрытия губительных последствий
алкоголизма еще недооцениваются. Вред употребления спиртного должен быть
продемонстрирован наглядно, ярко, убедительно, а не абстрактно, на словах.
|