19:36 К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВУ |
Цель занятий
физической культурой в юношеском возрасте - подвести наших детей к физическому
совершенству, способствовать их гармоническому развитию. О физическом
совершенстве мы судим по нормальной деятельности внутренних органов и систем
организма, по гармоническому строению тела, хорошей осанке, по высокому
развитию двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости
и хорошей координации движений. Физически совершенный человек редко болеет, он
готов к высокопроизводительному творческому труду, может полностью раскрыть
свои интеллектуальные способности. Высокая
работоспособность сопровождает хорошую физическую подготовленность человека.
Гармоническое развитие обеспечивает слаженное и экономичное взаимодействие всех
органов и систем организма. Ведущая роль принадлежит здесь нервной системе:
тренированная, она обеспечивает хорошую координацию, быстрое усвоение новых
движений; каждая операция выполняется с меньшей затратой физических и духовных
сил, а значит, может быть выполнен больший объем работы в течение длительного
времени. Физическое
совершенство может быть достигнуто, если систематически и умело применять
разнообразные средства. Физического воспитания, и прежде всего
упражнения, вовлекающие в работу большие группы мышц и оказывающие благотворное
влияние на деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем
организма. К таким упражнениям относятся бег, прыжки, метания, подвижные и
спортивные игры, ходьба на лыжах, плавание, гимнастика. Гармоническое
физическое развитие - фундамент и для высоких спортивных результатов. Узкая же
спортивная специализация, направленная на преимущественное развитие мышц,
участвующих в той или иной работе, приводит лишь к временным успехам. Регулярные
занятия физической культурой укрепляют здоровье и создают условия для успешного
учения. Интересно, что выдающиеся спортсмены нередко в школьные годы бывают и
лучшими учениками. Показательны
результаты одного исследования. Три тысячи школьников разделили на три группы -
систематически занимающихся спортом, занимающихся эпизодически и не
занимающихся - и следили за их успеваемостью. Самой высокой она оказалась у
тех, кто выполнял физические упражнения ежедневно, а самой низкой у тех, кто не
занимался физической культурой вообще. В другом
исследовании искали зависимость между видом физкультурных занятий и последующей
умственной работоспособностью. Оказывается, что наибольший эффект (лучше
снимает утомление и повышает работоспособность) дают занятия спортивными
играми, затем легкой атлетикой, гимнастикой. Но во всех случаях после занятий
физической культурой и спортом последующая умственная работоспособность
увеличилась. К сожалению,
нередко предоставленные сами себе, школьники не ограничивают занятия
физическими упражнениями разумными пределами, не планируют четко свое время. В
этом случае, конечно, игры и спорт могут, и вред здоровью нанести, и учению
помешать. Но ведь такой вред приносят неумеренные занятия любым делом. В
разумных же пределах увлечение спортом создает благоприятные условия для
последующей умственной деятельности. К физической
культуре необходимо относиться как к необходимому фундаменту будущих успехов в
учении и труде. Установлено, что основная причина неуспеваемости примерно в 85%
случаев - нездоровье и физические недостатки. Нельзя забывать, что
трудоспособность, память, внимание, усидчивость в значительной степени зависят
от здоровья. Еще
сравнительно недавно отдых рассматривался как полный покой - считалось, что при
полном покое быстрее восстанавливается работоспособность организма. Теперь мы
знаем, что для деятельности всех органов и систем организма полезнее активный,
нежели пассивный отдых. Установлено,
что во всех случаях работоспособность больше увеличивается не при абсолютном
отдыхе, а после работы, в которой участвуют другие органы, в частности, умственная
работоспособность повышается после занятий физическими упражнениями. Если
внутренние органы и системы работают нормально, то юношеский организм хорошо
приспосабливается к любым изменениям внешней среды, сопротивляется болезням и утомлению.
Недостаток же движений снижает работоспособность, нередко он ведет к нарушениям
осанки, малокровию, головным болям, головокружениям. |
|