22:12 ЗДОРОВЬЕ У ШКОЛЬНИКОВ РАСТЕТ С ВОЗРАСТОМ |
ЗДОРОВЬЕ У ШКОЛЬНИКОВ РАСТЕТ С ВОЗРАСТОМ Юношеский организм по своим особенностям еще отличается от организма взрослых. Эти отличия касаются работоспособности юношей и девушек, того, насколько они могут сопротивляться утомлению. Необходимо соблюдать ряд гигиенических требований к организации различных видов деятельности и отдыха - это будет содействовать охране и укреплению здоровья ребят, их гармоничному развитию. Установлено, что если юноши и девушки трудятся в условиях воздействия высоких и низких температур воздуха, повышенного уровня звукового давления, вибрации и запыленности воздуха, то сдвиги в функциональном состоянии отдельных органов и систем возникают у них быстрее и раньше, чем у взрослых в этих же условиях. Нередко даже при непродолжительной работе эти функциональные сдвиги перерастают в болезненные состояния, а то и в серьезные заболевания. Нарушения режима дня, значительная общая нагрузка, нерационально организованный дневной отдых, а также недостаточный ночной сон усугубляют неблагоприятное влияние факторов, сопутствующих учебной и трудовой деятельности юношей и девушек. Функциональное состояние отдельных физиологических систем к юности достигает относительно высокого совершенства, и это, естественно, находит свое отражение в показателях работоспособности. Специальными исследованиями умственной работоспособности учащихся установлено, что показатели, выражающие продуктивность и качество работы, выполненной юношами и девушками 15-17 лет, почти наполовину выше, чем у подростков 12-13 лет. От 15 до 16иот 16 до 17 лет по сравнению с предшествующими возрастами вновь наблюдается нарастание продуктивности и качественности работы. Уровни и возрастная динамика умственной работоспособности обусловлены не только биологически, но и социально. Так, нарастание показателей работоспособности учащихся в наши дни оказывается более интенсивным, чем оно было в 20-е годы. Это объясняется существенным различием в условиях жизни. Резко выросло материальное благосостояние, улучшились жилищно-бытовые условия, повысился уровень здоровья, раньше начинается систематическое обучение. К 15-17 годам значительно нарастают все параметры мышечной работоспособности: сила, выносливость, мощность работы и ее объем, снижается степень утомляемости. Вместе с тем даже у 15-16-летних учащихся мощность работы составляет две трети по сравнению с 18-летними. У 18-летних же объем работы и мощность лишь приближаются к нижней границе этих же показателей у взрослых. Указанные возрастные особенности мышечной работоспособности сказываются на ходе обучения трудовым умениям, на производительности работы. Так, освоение одного и того же вида работы у 14-летних требует в 2 раза больше времени, чем у взрослых. Производительность же работы на единицу времени у 14-15-летних учащихся составляет две трети от производительности взрослого. Таким образом, развиваясь и совершенствуясь в процессе воспитания и обучения, мышечная работоспособность юных детей еще не достигает уровня работоспособности взрослого. От возраста к возрасту у ребят также совершенствуются координация движений, другие двигательные качества, повышается умение владеть своим телом. Нарастание с возрастом мышечной работоспособности и улучшение двигательных качеств отражаются в показателях двигательных возможностей - прыжках, беге, подтягивании, метании. Повышение с возрастом мышечной работоспособности находится в тесной связи с увеличением возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем. Эти системы, совершенствуясь с возрастом, более полно обеспечивают потребности организма в кислороде в различных условиях жизнедеятельности. |
|